Международная космическая станция - 20 лет
Международная космическая станция - пилотируемая орбитальная станция, для создания которой потребовались совместные силы четырнадцати стран, крупнейший из обитаемых спутников земли в 2018 году отмечает круглую дату - двадцатилетие.
20 лет назад...
1984 год. Президент Соединённый штатов Рональд Рейган заявляет о начале работ над международной орбитальной станцией, позже получившей имя, «Свобода» созданием которой занимаются США, Европейское космическое агентство, Япония и Канада. Россия была приглашена для разработки лишь к 1990-му году, из-за величины стоимости проекта, и на тот момент, имела 2 выведенные в космос орбитальные станции - «Салют» и «Мир», а также планировала третью - «Мир-2»
17 июня 1992 года Россия и США заключают соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса, в соответствие с которым разрабатывают совместную программу «Мир — Шаттл». В 1993 генеральный директор Российского космического агентства (РКА) Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предлагают руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию.

Американские политики выступают против проекта, что привело к июньскому заседанию в Конгрессе США, где рассматривали отказ от создания Международной космической станции. Судьбу столь глобального проекта решает один-единственный голос: 215 человек отказываются от строительства, 216 - дают МКС шанс на существование. Через год Юрий Коптев и Даниэль Голдин подписывают в Вашингтоне «Временное соглашение по проведению работ, ведущих к российскому партнёрству в Постоянной пилотируемой гражданской космической станции», и Россия, теперь уже на официальной основе, присоединяется к проекту, а через четыре года выводит в космос первый элемент МКС - функционально-грузовой блок «Заря».
Руководство к сборке в космических условиях
Собранная из множества модулей и блоков махина, массой более 417 тысяч кг - вот что из себя представляет Международная космическая станция. Сборка самого большого в мире конструктора производилась постепенно, в течение всех 20 лет его жизни, и проходила в открытом космосе: при помощи ракет и шаттлов модули доставлялись на орбиту, где их соединяли между собой - так и росла самая крупная орбитальная станция в мире.
В основу устройства станции заложен модульный принцип. Сборка МКС происходит путём последовательного добавления к комплексу очередного модуля или блока, который соединяется с уже доставленным на орбиту.

20 ноября 1998 года - функционально-грузовой блок «Заря»

7 декабря 1998 года - американский модуль «Юнити» пристыковался к «Заре»

26 июля 2000 года - к «Заре» был пристыкован служебный модуль «Звезда»

7 февраля 2001 года - к «Юнити» присоединён американский научный модуль «Дестини».

23 октября 2007 года - прибыл американский модуль «Гармония». Изначально модуль был пристыкован к «Юнити», но 14 ноября того же года перемещён к модулю «Гармония», уже на постоянной основе. На этом завершилось построение американского сегмента МКС.

11 февраля 2008 года - прикован модуль «Коламбус», созданный по заказу ЕКА.

14 марта и 4 июня 2008 года - пристыкованы грузовой и научно-исследовательский отсеки модуля «Кибо», разработанные Японским агенством аэрокосмических исследований.

12 ноября 2009 года к станции пристыкован малый исследовательский модуль «Поиск».

12 февраля 2010 года - к МКС пристыкованы жилой модуль «Транквилити» и обзорный модуль «Купола».

18 мая 2010 года к МКС был успешно пристыкован российский малый исследовательский модуль «Рассвет».

1 марта 2011 года - пристыковался многофункционального модуль «Леонардо»

16 апреля 2016 года - присоединение к МКС ипытательного модуля «Beam»
МКС: затраты и предназначение
В 2005 году Европейское космическое агентство оценивала затраты на МКС в период с конца 1980-х и до 2010 года в 157 миллиардов долларов. Сейчас, глядя из 2018 года, и держа в уме, что эксплуатация станции будет продолжаться, как-минимум, до 2024 года, считается, что на МКС будет потрачено значительно больше указанного числа. Огромные деньги уходят на поддержание всех элементов станции: начиная с разработки модулей и заканчивая доставкой провизии для экипажей. Но ради чего такие затраты?
Одной из основных задач МКС является проведение экспериментов в сфере физики, биологии, астрономии, космологии и метеорологии в условиях космической среды. Для этого используются научные модули-лаборатории: американская «Дестини», европейский «Коламбус», и японский «Кибо». Россия располагает более скромными ресурсами - двумя малыми исследовательскими модулями «Поиск» и «Рассвет».
Исследования на станции проводятся как индивидуальные, так и совместные. И не мудрено, ведь именно интернациональные эксперименты и должны являться флагманом для Международной станции. Одним из примеров командной работы стало исследование «Плазменный кристалл».

Идея эксперимента заключалась в наблюдении за поведением пылевой плазмы в условиях земной гравитации и микрогравитации. В результате, учёным удалось выявить, что при условиях микрогравитации пылевая плазма становится кристаллической, проявляет свойства жидкостей, будучи газом проявляет свойства твёрдых и жидких тел - плавления и испарения. Самым неожиданном открытием стало то, что при определённых условиях плазма формировала спиральные структуры, похожие на ДНК. В результате исследования удалось выявить, что в будущем, при помощи пылевой плазмы, возможно добиться: 1) формирования наноматериалов с уникальными свойствами; 2) получения новых типов покрытий - многослойных, пористых, композитных; 3) очистки воздуха от промышленных и радиационных выбросов; 4) стерилизации неживых предметов и открытых ран на живых существах.

Ещё одним достижением совместной работы стал эксперимент «Матрёшка-Р» - медико-биологическое исследование, в котором учёные, при помощи созданных в Институте медико-биологических проблем РАН и Кёльнском институте космической медицины манекенов, выявляли динамику радиационной обстановки на орбите.
Помимо совместных работ, экспериментаторы МКС могут похвастаться и индивидуальными исследованиями, например изучения Соединёнными штатами одного из возбудителей герпеса, вируса Эпштейна - Барр, которому латентно подвержены 90% взрослого население США или японские исследования процессов глобального потепления на Земле.

Наши соотечественники тоже без дела не сидят: недавно на их долю выпало изучение бактерий, найденных на внешней поверхности станции.
- И теперь выяснилось, что откуда-то на этих тампонах обнаружились бактерии, которых не было при запуске модуля МКС. То есть они откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки. Пока они изучаются, и похоже, что никакой опасности не несут»

Антон Шкаплеров, российский космонавт, командир экипажа МКС-55
интервью для ТАСС
Сейчас бактерии изучаются на Земле, и если окажется, что бактерии действительно попали на борт из космоса, это станет аргументом в пользу теории панспермии — гипотезы о возможности переноса живых организмов или их зародышей через космическое пространство, а также станет доказательство существования жизни за пределами Земли.

В настоящее время тяга бактерий к Международной космической станции доказывает, что, вероятнее всего, затрачиваемые на неё деньги не уходят впустую, и орбита представляет из себя не только развитый исследовательский центр, но и приемлемый, в условиях космического пространства, объект для проживания. Спорить с бактериями из далёкого далёкого космоса мы не станет, а, вместо этого, лучше узнаем о жизни космонавтов на МКС.

Есть ли жизнь на орбитальных станциях?
340 дней в космосе - такой рекорд установили российский космонавт Михаил Корниенко и астронавт НАСА Скотт Келли, находясь на Международной космической станции с 28 марта 2015 по 18 июня 2016 года. Конечно, не каждая далеко не каждая экспедиция затягивается настолько долго, но, как правильно, на орбитальных станциях их сотрудникам приходится задерживаться на долгие месяцы. Какие условия предоставляет МКС своим работникам? Об этом нам любезно согласились рассказать космонавты Международной станции.
Подъём в 7 утра, десять минут на конференцию, полчаса на завтрак, проведение экспериментов с перерывом на обед, ужин, уборка и отбой в полночь - по такому распорядку дня живут космонавты и астронавты на станции МКС, написали бы мы, если бы это было так. Желающим пополнить ряды космонавтов придётся подготовиться к ежедневным занятиям физической культурой из-за пагубного отсутствия гравитации на костную и мышечную массу. Однако не стоит паниковать, для поддержания формы, на МКС применяются велотренажеры, беговые дорожки и Advanced Resistive Exercise Device (ARED) - специальное устройство, которое использует вакуум для имитации гравитационного давления и позволяет выполнять упражнения на приседания.

Желающим всем сердцем полететь в космос читателям не нужно разочаровываться, полагая, что на станции космонавты 24 часа в сутки загружены работой с отдыхом только во время сна. Помимо небольших перерывов на еду, космонавтам выделяется время для разговора с близкими, выхода в Интернет или любования красотами нашей планеты. А каждую пятницу работники МКС все вместе собираются посмотреть кино. К тому же, космонавты - весёлые ребята. Вот что американский астронавт Лерой Чиао рассказывал о своих "неофициальных экспериментах":
- Ну, мы все игрались с едой, что просто бесило сотрудников отдела по связям с общественностью. Они боялись: «О боже, весь мир будет думать, что вы там ничего не делаете, только играетесь с едой». На самом деле интересно выдавливать маленькие шарики воды или сока, они парят и при этом не содержат кислоты и прочей дряни. На них можно подуть, и они начнут колебаться и двигаться по интересным траекториям.

Лерой Чиао, Американский астронавт-исследователь НАСА
из интервью "Новым Известиям"
А о проделках советских космонавтов с тюбиками для еды мы расскажем чуть позже.
Не будем уходить далеко от космических кушаний, ведь первым человеком, попробовавшим тюбиковую еду был Юрий Гагарин - 2 тюбика по 160г. с мясом и 1 с шоколадом, вот что из себя представлял скромный завтрак космонавта. С тех пор прошло 57 лет и рацион космонавтов слегка изменился.
— Рацион очень разнообразный, его готовит и российская сторона, и европейская, и американская, и японская. Но все это, конечно, не свежее: либо в консервах, либо восстановленное. Через месяц-два это все приедается, и толком ничего есть не хочешь, аппетита нет как такового: открываешь очередной ящик с едой, которая на Земле хорошо бы пошла, смотришь на нее и ничего не хочешь; ешь просто потому, что надо есть. Спасают приправы.

Антон Шкаплеров, российский космонавт, командир экипажа МКС-55
интервью для ТАСС
Российское, европейское, американское и японское разнообразие еды нынче включает в себя как основные блюда, так и десерты. Каша и творог на завтрак, борщ, мясо в соусе и мясное пюре на обед и ужин - еда в космосе должна быть лёгкой, простой в приготовлении и не оставляющей отходом, как, например, не крошащийся российский хлеб. Иностранные коллеги на МКС тоже не бедствуют - американцы могут полакомиться макаронами в мясном соусе, гуакамоле, беконом и, если за иллюминатором День бургера, аналогом бургера из тортильи; европейцам же в стандартном пайке приходится довольствоваться блюдами своей национальной кухни, заботливо предоставленными Европейским космическим агентством. В случаях пресыщения своей едой, космонавты всегда имеют возможность отужинать в модуле соседей, а по воскресеньям дружный коллектив МСК и подавно устраивает совместный обед.

Хранится еда в вакуумных упаковках, некоторая в готовом виде, некоторая нуждается в добавлении воды перед трапезой.

Разнообразить станционовские деликатесы помогают посылки от родственников, в которых из съедобного находится, как правило, фрукты и овощи. По словам нашего сегодняшнего гостя Антона, лично его семья балует апельсинами, яблоками, луком и чесноком. К сожалению, хватает ненадолго.

А вот Дональд Петтит, дабы убить одним выстрелом две проблемы, недостаток свежих овощей и обилие грязного белья, использовал ношенное бельё для выращивания в нём помидоров. Свои космические приключения помидоры, уже другие, продолжили в тесном кабинете Дженса Хауслаж, в немецком космическом агентстве DLR недалеко от Кельна, где он выявлял новые способы выращивания растений, для их добычи на Луне и Марсе в недалёком будущем.
1975 год. После удачной стыковки «Союз» — «Аполлон» советские космонавты встретили американских коллег, как и полагается на Руси, не с пустыми руками. Экипажу «Аполлона» предложили отведать говяжьего языка, рижского хлеба и, неожиданно для прибывших, водки.
«Идея разыграть американцев принадлежала мне, в Центре управления полетами о ней даже не знали. Я взял с собой на корабль этикетки с водочных бутылок, положил их в бортжурнал, а скотч у меня был. После того как вышли на орбиту, я наклеил этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: "О дивный новый мир, что имеет таких людей".
После стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с "водкой". По традиции, за встречу! Американцы отказываются — нельзя, нарушение. И на телекамеры показывают. Говорю: "Я сейчас выключу, чтобы никто не видел". И выключил. А с Земли кричат: "Включай!" В общем, все открыли тюбики, а там борщ!»

Алексей Леонов, первый космонавт, вышедший в открытый космос

Но почему же выпивать крепкие напитки в открытом космосе запрещено аж на государственном уровне? Вот, что по этому поводу говорит Дэниел Хуот, представитель Космического центра им. Джонсона.
«Алкоголь на борту Международной космической станции запрещен для употребления. Использование алкоголя и других летучих компонентов контролируется на МКС из-за воздействия, которое их компоненты могут оказать на систему восстановления воды на станции».
Дэниэл Хуот, представитель Космического центра им. Джонсона.
По этой причине, космонавтам не то, чтобы нельзя пригубить после трудного рабочего дня, им запрещено иметь любые предметы, содержащие в себе спирт. Да и об "ответственности" пьяного человека забывать не стоит, особенно когда речь идёт об управлении станцией в сотню миллиардов долларов.

Тем не менее, это не значит, что на борту МКС не вступают в контакт с алкоголем, в рамках закона, естественно. На станции периодически проводятся эксперименты с участием спиртных изделий. Например, в рамках научно-исследовательской работы, возглавленной компанией Suntory, на МКС были доставлены 6 типов виски, которые, правда, так и не достались космонавтам.
Разыграть американцев с подставным тюбиком водки - не единственный способ развлечься на МКС. Жителям станции доступны кино. ТВ-передачи, книги и музыка, однако для многих космонавтов ничто не может сравниться по интересу с любованием нашей планеты с высоты орбитального полёта. Не обделены космонавты и доступом к Интернету, который был проведён на станции ещё в 2010 году. В 2011 американский астронавт НАСА Коулман Кэтрин Грейс отмечала, что Интернет был настолько медленным, что «не стоил времени на его использование во время ее экспедиции». Сегодня дела с максимальной скоростью Интернета на МКС состоят куда лучше, и он может достигать до 300Мбит/сек.
— Сейчас все по-другому. Раньше встречались с родными в эфире раз в неделю на двадцать минут. А сейчас возможностей намного больше. Раз в неделю у нас видеоконференция. Раньше родным надо было для этого ездить в Центр управления полетами. Сейчас достаточно, чтобы интернет дома был.

Сергей Волков. Герой России. Лётчик-космонавт Российской Федерации.
Вперёд, в будущее?
2024 год - год, когда МКС будет отмечать своё 26-летие, год, до которого, на данный момент, оговорено финансирование проекта, год, в который Международной космической станции пророчат погружение на дно Тихого Океана. Дни МКС сочтены?
Кажется, да, но вплоть до этого момента станции предстоит пережить ещё некоторые нововведения. Так, например, в конце 2018- начале 2019 года на место модуля «Пирс» планируется пристыковать российский многофункциональный лабораторный модуль «Наука».

Не отстают от России и Соединённые штаты, собирающиеся в 2019 году впервые запустят к МКС свой космический корабль Dragon V2, созданный инженерами SpaceX, на борту которого смогут отправится в полёт не только американские, но и российский космонавты.
Коснётся развитие не только исследовательской, но и развлекательной сферы - космического туризма. Уже сейчас американской компании Space Adventures предоставляется семи- и четырнадцати дневные туры на МКС всего за 40 миллионов долларов США. В 2018 году Роскосмос собирается пойти по тому же пути, чтобы компенсировать потерю контракта с NASА. Вряд ли стоит ожидать низких цен на подобное развлечение, однако более экономным клиентам космические туристические компании могут предложить билеты на рейсы дешевле. Тем же, кто не может позволить себе прогулку по МКС, но очень этого хочет компании Oculus предоставит такую возможность, при помощи игры виртуальной реальности, которая должна поступить в продажу в ближайшее время.

И всё же вопрос о кончине Международной космической станции остаётся открытым. Есть вероятность продления финансирования до 2028 года, а астрофизик Майкл Фоул и подавно считает, что станцию нужно спасти. — Каждый инженер, менеджер, астронавт или космонавт, работавший на МКС, считает ее таким огромным достижением человечества, что ее работа просто не может прекратиться!

Для спасения МКС Фоул разрабатывает собственную кампанию. В его планах - запустить веб-сайты для поддержания своих усилий и оказания давления на космические агентства, чтобы склонить их к продолжению финансирования программы.

Ранее Майкл Фоул уже принимал участие в спасение орбитальной станции "Мир", когда в июне 1997 года она столкнулась с никем не управляемым кораблём "Прогресс". Тогда Фоул, вместе с экипажем станции, устранил неполадки и смог продолжить миссию, поэтому, кто знает, быть может ему удастся продлить жизнь и Международной космической станции.