30 лет запуску
«Бурана»
Комплекс «Энергия — Буран» с секретным названием
«Буран» был спроектирован для противодействия американскому космическому кораблю «Спейс Шаттл».
"Буран" по своим характеристикам оказался значительно мощнее американского аналога. В отличие от американского, советский корабль мог совершать посадку в автоматическом режиме. Даже с конвейера в СССР выходило сразу 10 шаттлов, а в США всего 4.
Нужно отметить, что создание данного комплекса – идея далеко не новая. Еще в 1967 году Юрий Гагарин защищал диплом на тему "Многоразовые космические корабли".
До предполагаемого полета экипаж под руководством капитана Игоря Петровича Волка совершал тренировочные полеты. Но было принято решение, что первый полет будет беспилотным, т.к. не исключалась возможность совершения ошибки. Дело в том, что посадка "Бурана" должна была происходить с выключенными двигателями, а минимальная ошибка могла привести к фатальным последствиям. Первый запуск должен был состояться 29 октября 1988 года. В момент запуска произошел сбой (не отошла плата системы азимутального наведения ракетоносителя "Энергия"), и автоматика отменила запуск "Бурана". Через 17 дней 15 ноября 1988 года, несмотря на нелетную погоду, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский разрешает запуск ракеты. За 205 минут, а именно столько составляла длительность полета, "Буран" совершил два витка вокруг Земли и приземлился на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур. Техника была настолько точна в расчетах, что посадка прошла по другой траектории, чем планировалось изначально. Причиной тому стали опять-таки погодные условия, а точнее сказать, ветер. Полет прошел без единой ошибки. По словам Александра Тихоновича Тарасова, во Франции запуск "Бурана" журналисты назвали "Русским чудом".
"Буран" стал первым и последним орбитальным кораблем-ракетопланом на территории СССР. Министерство обороны признало использование "Бурана" в военных целях неэффективным. В 1993 году система была включена в федеральную космическую программу РФ, но к финансированию так и не приступили. Правда официального закрытия программы тоже не было. В 2002 году в одном из ангаров космодрома Байконур, где находился "Буран", обвалилась крыша. В один момент мощный корабль превратился в гору мусора.
Если Вы хотите подробнее узнать о программе "Буран", мы советуем посмотреть два информативных и простых для восприятия видеоматериала: документальный фильм "Забвение Бурана. Тайны забытых побед" и короткометражный научно-познавательный фильм "Последний "Буран" Империи".
"Забвение Бурана" (2009 )
Фильм из цикла "Тайны забытых побед" дает ответ на вопросы, с какой целью создавался комплекс "Энергия — Буран", с какими трудностями столкнулись его создатели, как прошел единственный беспилотный запуск и где сейчас находится многоразовый космический самолет "Буран".
"Последний "Буран" Империи" (2010)
Короткометражный фильм телестудии "Роскосмоса" даст представление о масштабах разработки и создания "Бурана", о новых технологиях управления, о прохождении полета и о связи комплекса "Энергия-Буран" и Марса.
Остальные 9 экземпляров "Бурана" разлетелись по миру: участвовали в авиасалонах, сдавались в аренду, продавались, а один стал музеем под открытым небом не ВДНХ.
Материал подготовила Анастасия Коржова

При подоготовке материала были использованы следующие источники:
https://ria.ru/
https://aftershock.news/
http://www.buran.ru/
https://ruxpert.ru/
https://iz.ru/
https://ru.wikipedia.org/
http://rosregistr.ru/raznoe/28247.html
Документальный фильм "Забвение Бурана. Тайны забытых побед" (2009)
Короткометражный фильм "Последний "Буран" Империи" (2010)